С момента внедрения в России саморегулируемых организаций – новой системы взаимоотношения и партнерства в строительной сфере – прошло уже несколько лет. Данные изменения были осуществлены на государственном уровне. Подобные изменения в отрасли уже назрели давно, и в первую очередь из-за дискредитации системы государственного лицензирования, которая имела место быть до недавнего времени. Она настолько сильно погрязла в коррупции, что сам факт наличия подобной лицензии не являлся гарантией компетентности в вопросах проектных и строительных работ. В результате рынок был наполнен юридическими лицами, эффективность и образованность которых в этих вопросах ставится под большое сомнение. Что уж говорить о многочисленных фирмах-однодневках, которые после регистрации и выдачи лицензий фактически перестали быть участниками деятельности рынка. Вот именно по ним и был нанесен удар посредством перехода всей отрасли на саморегулирование. Благодаря деятельности СРО из 300 тысяч юридических лиц деятельность продолжили лишь 80 тысяч.
Сегодня в сфере аудита, оценки, строительства, сельскохозяйственной кооперативной деятельности, энергетического обследования, арбитражного управления и ряда других направлений участие в саморегулируемых организациях является обязательным. В некоторых других отраслях членство в СРО не является обязательным, хотя на государственном уровне предусматривается возможность создания подобных организаций. Так, сегодня в России уже существует около 700 СРО, и их количество продолжает увеличиваться.
В чем же эффективность саморегулирования? В отличие от многих других веяний Запада во время эпохи перемен, СРО не стали для нашей страны чем-то новым, хотя в европейских странах подобные организации также существуют. У России есть свои традиции саморегулирования, которые насчитывают уже несколько столетий. Задача СРО в нашей стране всегда заключалась в замещении части регулятивных функций со стороны государства. Сегодня же в западных странах наоборот увеличивается степень государственного контроля в тех сферах, которые традиционно жили по принципам саморегулирования. В России же наблюдается обратный процесс. Хотя говорить о том, что достигнут разумный баланс между государственным контролем с одной стороны и саморегулированием с другой пока не приходится, но все же обе стороны сделали несколько уверенных шагов в этом направлении. При наличии значительных трудностей можно отметить, что наибольшая эффективность деятельности СРО наблюдается в тех отраслях, где у участников рынка наблюдается высокий уровень правовой культуры. В первую очередь это оценочное и аудиторское направление работ.
Источник: http://www.capitalpravo.ru/