Руководитель финансового ведомства Смольного решил начать борьбу за экономию государственных средств посредством проведение электронных аукционов. На днях в адрес главных распорядителей он направил письмо, в котором говорится следующее: «В последние месяцы в Санкт-Петербурге выявлены многочисленные факты согласованных действий (сговора) участников аукциона, направленных на получение государственного контракта по завышенной цене. Данные действия причиняют значительный ущерб бюджету Петербурга».
Стоит заметить, что получение государственного контракта по результатам аукциона проходит в следующем порядке: заказчик назначает аукцион и объявляет максимальную цену; в ходе ценовой борьбы за контракт участники предлагают исполнить необходимые работы, постепенно снижая ценовое предложение. Кто предложит минимальную цену тот и победил. Однако реалии несколько иные: представители компаний заранее договариваются в кулуарах, кто на какой контракт имеет свои виды, чтобы никто из конкурентов не стал чинить препятствий. В результате стартовая цена контракта снижается на минимум, а государственный бюджет не получает ни какой экономии от проведенного конкурса.
В этой связи в письме вице-губернатора Михаила Осеевского даны подробные описания признаков, по которым можно определить сговор и соответствующие рекомендации как следует поступать, если такой факт будет иметь место.
Главным распорядителям бюджетных средств надлежит быть очень внимательными и настораживаться, если в действиях участников аукциона появится синхронность и единообразие, направленные на выяснение по ходу торгов цены контракта с минимально возможным понижением от изначальной цены. Или если среди присутствующих участников аукциона будут обнаружены компании, которые ни разу не предложили свою цену. Признаком сговора считается неявка на аукцион одного или нескольких участников. Основной признак сговора — незначительное снижение стартового уровня ценового предложения (как правило, до 5%). Обычно если аукцион честный, снизить начальную цену удается примерно до 20 %.
Согласованные действия участников аукциона нарушают статью 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В соответствии со статьей 14.32 (заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий) КоАП влекут за собой штрафные санкции на должностных лиц — от 17 до 20 тыс. рублей, либо дисквалификацию на участие в аукционах сроком до трех лет; на юридических лиц — 1–15%% от суммы, вырученной от реализации товара.
Аналогичные действия участников аукциона могут квалифицироваться рядом статей Уголовного кодекса РФ. О мошенничестве и о недопущении, ограничении или устранении конкуренции. Поэтому Осеевский обращается с призывом к заказчикам аукционов в случае обнаружения участия недобросовестных бизнесменов обращаться с соответствующим заявлением в УБЭП и в ФАС.
Однако основная часть рекомендаций представляет собой дипломатические методы воздействия на "липовых" победителей аукционов. Например, он рекомендует заказчикам направлять письма с предложением дальнейшего снижения цены заключаемого контракта на 15 % от изначальной цены.
В иных случаях следует брать выполнение госконтрактов «под особый контроль», требуя от поставщика товаров и услуг безоговорочного исполнения взятых на себя обязательств. Иными словами, придираться к выполнению госконтракта вплоть «до запятой».
Самым эффективным средством против сговора для государственных заказчиков может стать проведение торгов в электронном виде. Видимо, финансовые мужи полагают, что в этом случае участники электронных торгов не смогут между собой договориться. Проблему составляет лишь то, что проведение аукционов в электронной форме возможно лишь тогда, когда речь идет о суммах сделки до 1 млн. рублей. Как считает один финансовых специалистов в Смольном, такое ограничение уже не актуально и его давно пора увеличить хотя бы до 50 миллионов.
Финансы
Как бороться с договорными аукционами
Звоните по телефону: (495) 223-77-07. Он-лайн консультации !